Какие манипуляции люди используют в переписке — InfoPsiholog

Какие манипуляции люди используют в переписке

Письменное общение может быть более деликатным — у собеседника всегда есть возможность ответить, когда удобно, и подумать над правильной формулировкой.

Кристин Хаммонд классифицировала типы манипулятивных приемов в переписке.

Абьюз может проявляться в различных формах. Традиционно выделяют семь видов: физический, умственный, словесный, эмоциональный, финансовый, сексуальный и духовный. Раньше обмен текстовыми сообщениями не рассматривался как отдельный формат манипулятивного общения. Тем не менее он может быть таковым. В переписке тоже могут проявляться желание контролировать, манипулировать и вредить другому.

29 ПРИЕМОВ ТЕКСТОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ

Кристин Хаммонд приводит 29 примеров манипулятивного общения в текстовых сообщениях.

1. Обобщения. Никакой конкретики: «Ты сам знаешь, что сделал». Это ловушка для потенциально виновной стороны или способ расстроить честного человека.

2. Отказ отвечать на вопросы. Когда мужчина о чем-то спрашивал, его бывшая жена игнорировала сообщения и не отвечала, даже когда он повторял вопросы.

3. Обвинения в «непонимании шуток». Бывшая жена делала обидные заявления: «Похоже, за этот год ты заработал намного больше, чем говорил!» — а потом утверждала, что это всего лишь шутка.

4. Неуместный сарказм. И хорошие шутки могут быть до определенной степени саркастичными, но по текстовым сообщениям трудно понять, какой конкретно это комментарий: шутливый, серьезный, неискренний или обидный.

5. Перемена темы. Во время обсуждения определенного вопроса бывшая жена мужчины резко меняла направление разговора, как будто предыдущая тема и не обсуждалась.

6. Затянутые тексты. Формат мессенджеров предназначен для краткого общения, а не сочинений длиной в страницу. Такого объема тексты гораздо уместнее отправлять по электронной почте.

7. Манипуляции с грамматикой. Запятая в неправильном месте или ее отсутствие могут изменить смысл предложения или оставить его неясным. «Казнить нельзя помиловать» — не единственный пример подобной двусмысленности.

8. Привлечение на свою сторону тех, кто не участвует в переписке. «Мы с детьми считаем, что у тебя ужасный характер». Бывшая жена мужчины часто включала в послание «мнение» детей, чтобы усилить свою точку зрения. Однако дети и понятия не имели о том, что говорила их мать.

9. Обвинения в излишней чувствительности. Когда мужчина считал, что комментарий в его адрес был обидным, бывшая жена заявляла, что он слишком чувствителен и все воспринимает слишком серьезно.

10. Ложные обвинения. Подобные заявления бывает трудно доказать или опровергнуть. Человек, который их делает, пытается таким образом контролировать ситуацию.

11. Обвинения в «неправильной» интонации. Как правило, в переписке трудно определить интонацию. Обвиняя собеседника в том, что эта интонация «плохая», «не такая», его заставляют защищаться.

12. Отказ разговаривать по телефону. Когда все становится слишком запутанным, возникает необходимость в живом общении — например, по телефону. Полный отказ от этого тоже может быть манипулятивной тактикой.

13. Игнорирование сообщений в течение нескольких дней. Бывшая жена мужчины игнорировала его сообщения о детях несколько дней подряд. Но когда ей понадобились ответы на другие вопросы, она тут же ему написала.

14. Отправка нескольких сообщений, чтобы вывести собеседника из себя. Однажды иужчина насчитал 100 сообщений, которые она отправила ему последовательно в рабочее время. Ситуация не была срочной или критической — она просто хотела больше денег.

15. Односложные ответы. Дети мужчины регулярно отвечали ему односложно даже на открытые вопросы, которые подразумевали развернутый ответ. Это удерживало его от общения с ними.

16. Неопределенные смайлики вместо слов. Использование лиц, жестов рук или других неоднозначных по смыслу смайликов в ответах делает сообщение неясным. Это способ расстроить собеседника.

17. Отказ от знаков препинания. Если предложения идут одно за другим без каких-либо обозначенных грамматически пауз, возникает путаница. Такой текст трудно читать, он оставляет простор для интерпретаций, зачастую противоположных.

18. Использование сленга в общении с тем, кто его не понимает. Дети часто употребляли сокращения или сленговые слова, которые, как они знали, отцу не были понятны. Когда он просил разъяснений, они отправляли в ответ «lol» (laughing out loud — громко, вслух смеясь).

19. Разные послания при личном общении и в сообщениях. Например, в разговоре по телефону бывшая жена согласилась изменить время встречи мужчины с детьми, чтобы он успел на работу. Но затем в текстовом сообщении утверждала, что ни на что не соглашалась.

20. Использование прописных букв без необходимости. Использование заглавных букв в текстовом сообщении указывает на повышение интонации. Иногда мужчина получал длинный абзац, все слова в котором были написаны кэпслоком. Его было трудно читать и непросто интерпретировать.

21. Угрозы самоповреждения. Сюда можно включить сообщения о намерении нанести себе увечья, принять таблетки не по назначению врача с целью нанести себе вред, напиться, заболеть и тому подобное. Угроза сделать это — чистой воды манипуляция, считает Хаммонд.

22. Атака сообщениями, когда человек занят. Бывшая жена знала, что бывший муж на свидании, поэтому в течение вечера отправляла ему сообщения о любых мелочах. Даже когда он перестал отвечать, это ее не остановило. В общей сложности за четыре часа она отправила ему 145 сообщений.

23. Угрозы причинить вред собеседнику или другим. «Любая письменная угроза причинения вреда — это манипуляция и призыв о помощи. Если есть сомнения, позвоните в полицию», — советует эксперт.

24. Отправка фото, говорящего о потенциальной опасности или самоповреждении. Однажды ночью бывший муж получил от бывшей жены сообщение: фотография горсти болеутоляющих таблеток. Никакого сопровождающего текста не было, и когда Макс попытался связаться с ней, она не ответила. В конце концов он вызвал полицию.

25. Требование немедленного ответа. Дети требовали от отца ответа на свои сообщения в любое время дня и ночи, но сами нередко игнорировали его сообщения.

26. Отказ предоставлять конкретную информацию. Жена попросила бывшего мужа забрать детей в торговом центре в определенное время. Когда он спросил, где именно нужно их встретить, она не ответила.

27. Разжигание розни путем распространения фрагментов переписки. Это была типичная тактика — она часто показывала детям фрагменты его сообщений как свидетельство того, что он был источником проблем и виновником конфликта.

28. Выбор наихудшей интерпретации из возможных. Вместо того чтобы просить разъяснений, если сообщение можно было понять по-разному, бывшая жена выбирала худший из потенциальных смыслов и отвечала максимально резко.

29. Отрицание того, что было сказано в предыдущем сообщении. По мнению Хаммонд, вероятно, самая неприятная манипулятивная тактика заключается именно в этом. Бывшая жена заявляла, что они не договаривались о чем-то, даже если этот вопрос был согласован в текстовом сообщении неделей ранее.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *